Проект Webdoors
Контакты
//Статья

Техническое задание как услуга

Очень часто слышу недовольство клиентов по поводу платной услуги по составлению технического задания на разработку сайта в некоторых компаниях. Давайте разберёмся. Само техническое задание (в дальнейшем ТЗ) в простом понимании - это четкое и полное описание будущего проекта. Это весть объем работ, который должен быть выполнен, пожелания, нюансы. И тут бытует два противоположных мнения. Многие клиенты считают, что ТЗ нужно разработчику и это его головная боль и работа. В этом контексте ТЗ сводится к фиксации и распределению задач для разных специалистов (если это студия). Иными словами, это некий план выполнения работ по созданию сайта. Вполне логично, что вооружившись этой точкой зрения, клиент не хочет платить за эту услугу, ведь это, по сути, внутренний вопрос исполнителя.

Диаметрально противоположная точка зрения бытует в среде разработчиков. Для них, даже исходя из формулировки, техническое задание - это обращение с вопросом и описанием желаемого результата. И, конечно, вопрос должен быть задан так, чтобы это было понятно специалистам, т.е. на профессиональном языке сферы с использованием терминологии, пониманием методологии разработки сайтов и т.д. На основании этого уже можно рассчитать стоимость, определить сроки и этапы работы. А далее, как и в любой другой ситуации. Например, Вы не знаете английского, а нужно что-то написать зарубежному партнеру. Тогда учите язык (но это долго), переводите через “Google Переводчик” (но без знания языка все равно получится криво) или нанимайте переводчика. С таким обоснованием техническое задание и начало подаваться как отдельная платная услуга со стороны разработчика. По факту обе эти точки зрения имеют право на жизнь. И это потенциально конфликт интересов. Можно понять клиента, он хочет платить за результат в виде разработанного сайта. В его понимании переговоры, планы, техническое задание – это часть сервиса, который предлагает хороший исполнитель в качестве прелюдии к будущему взаимовыгодному сотрудничеству. Но оплатить эту работу клиент морально готов только после получения результата. Сам подготовительный процесс для него целью не является. Можно понять и разработчика. Каждый день обращаются люди, и далеко не все заключат договор и становятся клиентами. До этого будут личные встречи, где разработчик будет предоставлять консультации, информацию и, по сути, обучать. И, да, техническое задание на большой проект займет не один десяток листов, и это тоже время и труд. Выходит, что если человек не заключит договор (предполагающий оплату всего процесса), то подготовительно консультационный этап выполняется бесплатно! И это в сфере с самыми высокооплачиваемыми специалистами. Согласитесь, что это неэффективно и неправильно.

Вы можете столкнуться с разными схемами работы, но помните, что потраченное разработчиком время, так или иначе, придется оплатить. Если Вам предлагают заплатить авансом, то это не значит, что Вас разводят. Вы получаете информацию и ответы на интересующие вопросы, профессионально написанный документ (ТЗ), который будет понятен любому исполнителю, если вдруг Вы решите сотрудничать с другим разработчиком. Безусловно, дальше начинаются вопросы доверия и сомнения на тему качества получаемой информации, Вы ведь в создании сайтов скорее всего не разбираетесь. Тогда в помощь весь жизненный опыт по общению с людьми, интуиция и внимание к мелочам, возможно, помощь знакомых или друзей. В любом случае, если есть сомнения, можно попробовать договориться. Например, оплатить ТЗ на более поздних этапах сотрудничества или любым способом показать разработчику серьезность намерений и уверенность в выборе исполнителя.

Если Ваш проект стоит 4 тыс. у.е., не удивляйтесь, что стоимость ТЗ на его разработку может доходить до 400 у.е. Но это должен быть документ на 30-50 листов с подробнейшим описанием проекта, эскизами будущего внешнего вида сайта и его функциональных элементов и т.д. При составлении с Вами могут согласовываться различные инициативы и креатив разработчика, основанный на анализе Вашей сферы деятельности, клиентов, конкурентов и других маркетинговых аспектов. В случае необходимости, в ТЗ должны вносится правки (до утверждения) и т.д. Такая работа действительно может стоить до 10% от стоимости проекта. Также в пакете услуг компании (с такими расценками) может быть много бесплатных правок, несколько вариантов макета дизайна, подробные консультации, презентации и многое другое. Наличие или отсутствие всего вышеизложенного будет для Вас индикатором соответствия объема предоставляемых услуг их заявленной стоимости. Подробнее о стадиях создания сайта Вы можете прочитать в статье “Процесс разработки сайта по этапам” и других материалах на этом сайте.

А за какие ТЗ не стоит платить? Очень часто разработчики составляют шаблонные ТЗ, которые являются предметом для заключения договора (юридической формальностью). Безусловно, такой документ также следует прочесть и попытаться понять суть изложенного. Но специалисты на стороне исполнителя часто даже не открывают такие ТЗ в процессе разработки сайта. По сути, они никому не нужны и составляются максимум за полчаса по итогу встречи с клиентом. По моему убеждению, такие услуги должны входить в организационные работы без отдельной графы. Тем не менее, составление такого документа могут оценить в 5% от стоимости проекта...

В своей практике для небольших сайтов я стараюсь обходится без ТЗ, тезисно записывая в блокнот требования и пожелания. При необходимости я дублирую эту информацию клиенту в более развернутом и систематизированном виде. Все это возможно благодаря личным встречам с заказчиками (я работаю преимущественно по родному городу Харькову). Прямой контакт позволяет в разы быстрее обсудить детали проекта, наглядно продемонстрировать и показать “на пальцах”. Конечно, иногда приходится составлять ТЗ особенно для удаленных проектов, когда встреча с заказчиком невозможна. Работа без ТЗ имеет ряд плюсов, но есть и один большой минус. Такой подход оставляет поле для “выкручивания рук” со стороны недобросовестных клиентов и разработчиков сайтов. Другое дело, что и составленное ТЗ почти всегда имеет лазейки для таких манипуляций. Банальное “Вы меня не так поняли” имеет место быть практически в любой ситуации и на любой стадии создания сайта. Резюмируя отмечу, что иногда написание ТЗ на разработку сайта совершенно необходимо, иногда - пустая формальность. Главное понимать, нужно ли это именно Вам и за что Вы платите. Надеюсь, эта статья окажется полезной и поможет найти правильный подход в конкретной ситуации. Если потребуется разработка сайта в Харькове - обращайтесь!

Закажите разработку сайта прямо сейчас

Контакты