Вангование о будущем сайтов и SEO

Уже сегодня мы видим зашкаливающую конкуренцию практически в любой нише. Интернет не исключение. Топовые позиции основной выдачи давно заняты крупными лидерами в каждой области. Остальные скучают на 2-10 страницах или пытаются прорваться по средствам контекстной рекламы, которая тоже постепенно перенасыщается и перестает быть доступной (о чем говорит динамика роста стоимости клика). Все это наводит на мысли о будущем сферы продвижения сайтов, о котором я бы и хотел поговорить. Подчеркну, что данный материал содержит только мои субъективные предположения и не претендует на истинность.

Как не крути, но эра “свободного интернета” постепенно уходит в прошлое. Сейчас, мелкий бизнес и частные лица, в виду отсутствия бюджетов на продвижение постепенно занимают нишу продаж в социальных сетях и размещают предложения на различных порталах ( как правило бесплатных или условно бесплатных). Как было сказано выше, конкурировать в основной выдаче и контекстной рекламе (по коммерческим тематикам) без бюджетов уже очень сложно. Думаю, торговля через социальные сети и порталы скоро так же плотно встанет на коммерческие рельсы. В случае с порталами это никто и не скрывает, мы начинаем потихоньку платить за поднятие предложений на первые места, их яркое оформление, сделки, продвижение страничек, регистрацию. В общем, любая форма монетизации предоставляемых услуг. А это именно услуги. В принципе все это правильно, потому что любой сайт-портал это титанический труд команды специалистов которые тоже хотят кушать, и это бизнес.

В случае с социальными сетями все не так очевидно. Вы можете продвигать свои товары или услуги за счет мощнейших социальных механизмов и большого трафика, и это совершенно бесплатно (если выполнять самостоятельно). Но есть и платное размещение рекламы. Так же есть информация о внедрении в будущем полноценных торговых площадок на базе социальных сетей. А значит глобальная монетизация этого инструмента не за горами. Почему этого не произошло до сих пор? Как мне кажется их цель – глобальный охват и полная интеграция общества в их продукты и приложения. Люди погруженные в телефон стали такими же атрибутами городского пейзажа как билборды и пробки. Это как раз оно и есть. И когда мировое господство будет достигнуто, люди просто не смогут отказаться от прямого вливания любого информационного потока… Возможно, к тому времени классическая реклама перестанет существовать, а побуждающий сигнал на покупку любимой газировки будет поступать напрямую в мозг из имплантированного в него устройства. Конечно это пока фантастика, но я практически убежден, что глобальная монетизация рекламных услуг социальных сетей неизбежна, ибо такие активы могут приносить годовую прибыль больше, чем текущая стоимость Facebook. Просто не пришло еще это время.

Итак, мы видим, что условно бесплатное продвижение своего сайта или размещение товаров и услуг в социальных сетях и порталах имеет свой придел. Все закончится, когда их хозяева поменяют правила игры. По понятным причинам, многих это не устраивает. Я уже не говорю о технических нюансах. К примеру социальные сети пока не способны принять структурированный каталог товаров, они созданы не для этого… Портал тоже может ограничивать Вас логикой построения своих интерфейсов. Выход - создавать собственный сайт и заниматься продвижением. И да, готовить бюджет на этот занимательный процесс. Как уже говорилось выше - рынок перенасыщен и в настоящее время я бы уже не делал серьезных ставок на основную выдачу (конечно, это не касается лидеров, которые уже занимают первые места и компаний имеющих для этого финансовые возможности). Попробую объяснить почему. Процент перехода на 2 и последующие страницы выдачи падает с каждым годом. По сути, на сегодняшний день нормально продает только первая страница (это касается и контекстной рекламы). Конечно, есть запросы разной частотности с конкретизацией по локации или другим характеристикам. Но не будем себя обманывать… Низкочастотные запросы, даже если Вы продвигаетесь по ним массово - уже не дают стабильного трафика и конверсию. Люди все реже ищут: “разработка лендинг сайта на WordPress в Харькове недорого”. Пишут просто: “создать сайт Харьков”, а это уже запрос средней частоты с приличной стоимостью за клик и довольно дорогой конкуренцией на первой странице основной выдачи. И так сейчас в любой нише с высокой конкуренцией.

Анализируя эти тенденции, невольно приходишь к интересным заключениям. Первая страница основной выдачи это всего 10 позиций - 10 компаний. И то, лидеры ниши умудряются раскручивать сайты “зеркала”, что бы иметь больше точек контакта с клиентом и вытеснить конкурентов. Там будет другое название, телефоны и даже цены – но это один хозяин и товары с одного склада. К примеру в городе Харькове проживает 1,5 млн. человек. Не мало, но бывает и больше. И как Вы думаете, сколько компаний занимается разработкой сайтов в этом городе? Плюс компании из других городов, которые так же выходят на этот рынок. Все верно, эта цифра приближается к 100. То есть Google способен обеспечить стабильные продажи через основную выдачу только для 10% компаний. Конечно эта цифра будет сильно варьироваться в зависимости от ниши и вводимых запросов, но суть остается. Так почему же ничего не предпринимается, что бы исправить эту ситуацию и дать больше возможностей? И это самый интересный вопрос. Ответ на него - контекстная реклама “AdWords“. Платный инструмент от Google, где, кстати, от части эта проблема решена. Выставляемая цена за клик прямо влияет на частоту показов, так же есть возможность настроить локацию и время показов по дням недели. Все это обеспечивает некоторое чередование объявлений на каждой странице в разное время. Т.е. каждый получает свой кусочек пирога (хотя в данном случае это зависит от размера рекламного бюджета). Но механизм то есть! И он теоретически может быть применен для основной выдачи. Но этого не происходит. Думаю, со временем весь коммерческий сектор так или иначе перейдет на контекстную рекламу. По крайней мере, сейчас делается все, что бы это произошло. Предположим, что в конечном итоге люди в принципе перестанут переходить на 2 страницу выдачи. А значит и не будит смысла там находится, вкладывая даже копейки в продвижение. На первой странице будут 10 мега лидеров, остальные просто вынуждены будут уйти в контекст и искать лазейки, что бы хоть как то показать свои предложения на первой странице.

Конечно, у Google могут быть и другие более радикальные варианты. Традиционное SEO продолжает отбирать хлеб у контекстной рекламы и с этим борются. Практически побеждено черное SEO и на очереди условно легальные закупки ссылок. Конечно, отследить в автоматическом режиме такие процессы довольно сложно, но ввиду развития искусственного интеллекта это уже не кажется невозможным. Другое дело, что если останется хоть один способ ускоренно поднять свои позиции - им обязательно воспользуются. Я имею в виду, что даже если исчезнут покупные ссылки, алгоритм органической выдачи Google все равно должен базироваться на каких-то прозрачных и понятных всем принципах. А значит появятся люди, которые научатся получать результат быстрее и будут предлагать это сделать за деньги. Т.е. услуги SEO в том или ином виде скорее всего не умрут никогда. Хотя нельзя исключать и самый радикальный вариант - фактический запрет и исключение коммерческих сайтов из основной выдачи с переводом их рекламной деятельности на контекст на тех или иных условиях. Но это полностью противоречит концепции “свободного” интернета, которую проповедует Google. Хотя кто знает… Уже сегодня проводятся сертификация разработчиков мобильных сайтов и сертификация по услугам контекстной рекламы. Возможно, в будущем будет и сертификация сайтов с четкой привязкой к тематике и сфере деятельности, ограничениями и т.д. Пока все это из области фантастики, но предпосылки имеются. А все дело в том, что Google уже давно стал естественной монополией и теперь, по сути, указывает вектор развития интернет-сообщества. Так будет всегда, спросите Вы? А ответа нет…, я же не Ванга.) Все может поменяться, ведь существует огромное количество факторов, которые мы просто не можем учесть. Надеюсь, этот материал был для Вас интересным и познавательным. Удачи в будущих начинаниях. Если понадобиться разработка сайта в Харькове - обращайтесь. С радостью возьмусь за работу.
(095)389-72-75 (097)034-85-13