Заказываем разработку сайта. Делаем аудит?

Очередная статья по мотивам Ваших обращений. Вопрос простой - клиенту предлагают сделать аудит для сайта, запущенного неделю назад, который еще толком не наполнен контентом… Давайте разбираться. Аудит в контексте разработки сайта и деятельности online будет очень широким понятием. Сюда можно отнести анализ поведенческих факторов посетителей с переходом на все, что принято называть “usability ”, так и маркетинговых аспектов, включающих правильность написания “продающего текста”, оценку эффективности техник повышения продаж, программ лояльности, работы менеджеров по сбыту и, конечно же, анализ конкурентной среды. Все это самый краткий список вещей, которые можно анализировать и делать какие-то выводы. Звучит здорово, правда? А теперь давайте разберёмся по сути - кому и зачем нужен аудит?

С вопросом “Зачем?”, в принципе, ясно – для повышения конверсии, удержания посетителей на страницах сайта и других коммерческих целей. А вот с вопросом “Кому?” - не все так однозначно. Одно не вызывает сомнений, если Вы заказали разработку сайта, но не планируете заказывать услуги по продвижению, то аудит Вам не нужен по крайней мере как услуга за деньги. Вряд ли Вы сможете достичь первой страницы в основной выдаче по коммерческим запросам. А значит, для Вас не будет критична конкуренция на этой странице и потеря некого % клиентов, обоснованная анализом поведенческих факторов. В данном случае Вы ничего не вкладываете в рекламу, поэтому и говорить о повышении эффективности использования рекламного бюджета не приходится. Да и статистику толком не соберешь, ведь если сайт посещают 5-6 человек в день, говорить о каких-то закономерностях можно только на уровне грубых предположений... Если сайт разработан грамотно, там все будет в порядке. А те случаи, когда крошечное меню видно только под увеличительное стекло, используются выедающие глаза цвета, сайт долго грузится - очевидны и без проведения специальных мероприятий.

А как же быть, если Вы решили серьезно заняться продвижением? Скажем так, в случае наличия хорошего бюджета, следует заказать исследование еще до разработки сайта. Это даст Вам понимание очень многих аспектов, а главное позволит заложить конкурентные преимущества в фундамент сайта, сгенерировать и реализовать идеи, скорректировать рекламную компанию, SEO, менеджмент, сбыт и т.д. В этом случае речь идет о комплексном маркетинговом исследовании, которое будет затрагивать интернет-продажи в том числе. Если бюджет скромнее, можно ограничится конкурентным анализом, который как минимум даст понимание о каких вложениях в рекламу пойдет речь и чем можно выделится. Еще раз подчеркну, что все это стоит делать до разработки сайта и уже с учетом этого писать техническое задание на его создание, тогда потом не придется лишний раз проводить аудит и что-то переделывать… Ок, а если сайт уже существует и работает некоторое время, да и бюджет не велик…? В принципе, хороший специалист по SEO и так делает свой внутренний анализ, смотрит Ваш сайт и сайты конкурентов, их позиции в выдаче, анализирует в специальных сервисах и т.д. Без этого просто не реально понять фронт работ и прогнозировать бюджет на продвижение. При этом не последнее место в этом анализе занимает Ваш сайт. Если в нем есть недочеты – это может увеличить бюджет и тем самым привести к снижению заработка SEO специалиста или потере клиента. В совсем запущенных случаях за работу могут и не взяться.

Таким образом, на этапе заказа услуг по продвижению Вы уже можете получить аудит. Другое дело, что многие студии давно поняли, что можно заработать, подавая все это в виде красивого отчета за дополнительную плату. Тут можно и спорить, и ссорится, но по факту, когда Вы заказываете продвижение, то платите за услугу. А значит, можете задавать вопросы. Задавайте их правильно и получите аудит в подарок! Остальное Вам в любом случае озвучат в качестве критических или желательных правок на сайте для оптимизации бюджета. Но будьте осторожны, аудит в чем-то очень субъективная вещь, тем более в сфере, где толком нет четких стандартов и правил (за исключением Google, разумеется). Очень часто мнение аудиторов исходит из опыта нескольких успешных проектов из Вашей или смежной сферы. Но это не значит, что у других специалистов не может получиться по-другому. Ну и уж совсем банальное – одному нравится белое, другому черное. Поэтому старайтесь иметь собственную точку зрения и поддавайте критическому анализу сторонние выводы (предварительно изучив хотя бы теоретические основы вопроса). Особенно, если Вам говорят, что все совсем плохо и нужно все переделывать. В моей практике неоднократно встречались случаи, когда под аудитом скрывалась массированная психологическая атака, целью которой было склонить клиента к необходимости создать новый сайт… И конечно же, за эту работу охотно брался разработчик со стороны аудитора. Поэтому даже если Вы получили плохую оценку, лучше поинтересуйтесь еще у нескольких специалистов и не спешите подписывать бумаги. Возможно, все не так плохо и следует распорядиться средствами совсем по-другому.

В случае если бюджет совсем ограничен, я бы рекомендовал вложить максимум в продвижение в основной выдаче или контекстную рекламу, экономя даже на разработке сайта. Поверьте, зачастую посетитель даже не замечает очередной слайдер, форму заявки на получение копеечного бонуса и тому подобное. Все эти навороты конечно хорошо смотрятся в общем ансамбле, предавая сайту эффект “Вауу!”, но это далеко не самый важный фактор. Если Вы что-то продаете, должен быть каталог с пристойными фотографиями, хорошо различимыми названиями и привлекательными ценами. Все это должно быть доступно в 1-2 клика от точки входа. Естественно, сайт должен быстро загружаться, работать без сбоев и периодически обновляться. Все остальное можно сделать позже. А освободившиеся средства лучше направить на дополнительный месяц контекстной рекламы. Кстати, именно с нее я бы и советовал начинать. Сейчас продвижение в основной выдаче редко проходит меньше чем за 5 месяцев (с соответствующим бюджетом), т.к. конкуренция по коммерческим запросам очень высока. Контекст же даст результат уже за 1-2 месяца. Так Вы поймете, в какую сторону дальше идти, и на какие бюджеты рассчитывать. На эту тему написано много статей, в том числе и на этом сайте. Последняя из них - "Жизнь после создания сайта".

А что по поводу разработки сайта и его функционала, не переживайте, со временем клиент сам подскажет Вам, что ему удобно, а что не очень и какие вещи стоит добавить. В этом случае он будет прав на 99%. Удачи Вам во всех начинаниях! Если понадобится разработка сайта в Харькове – обращайтесь!
(095)389-72-75 (097)034-85-13