Концепция управляемого сайта

Сайты без панели управления давно ушли в прошлое. Сегодня любая CMS предоставляет возможности для управления контентом проекта, и это уже аксиома. И тем не менее, многие сайты остаются “неуправляемыми”, что, как правило, проявляется в отсутствии каких-либо изменений в их структуре и содержании на протяжении месяцев и даже лет.

Если Вы разрабатываете сайт под масштабный online-бизнес, то в штате обязательно должны присутствовать менеджеры, специалисты по продвижению, дизайнеры, программисты и т.д. Безусловно, отдельные специалисты могут работать удаленно. Но менеджеры, которые, как правило, выполняют и функции администраторов сайта, должны работать в штате на постоянной основе. Кроме навыков делового общения и продаж, данные специалисты должны уметь работать с online-интерфейсами, писать контент для сайта и в идеале работать с графикой. Естественно, что данные обязанности могут быть распределены между несколькими специалистами в зависимости от масштабов бизнеса.

И тут многие включают стереотипы и страхи. Давайте раз и навсегда запомним, что менеджер по контенту и администратор сайта - это не программисты с огромными зарплатами! Работа с online-интерфейсами предполагает знание структуры сайта и работу с его панелью управления. Последнее сводится к заполнению данных по форме с загрузкой файлов и изображений, изменению структуры сайта путем создания и удаления разделов каталога, страниц, товаров и т.д. В более продвинутом варианте сюда может входить html-верстка и SEO. Если в Вашем штате есть такой специалист, дальнейший материал этой статьи будет совершенно не интересен. Если же нет, самое время поговорить о концепции управляемости сайта.

Как Вы уже догадались, далее пойдет речь о небольших проектах, где владелец сайта выполняет функции менеджера, администратора и все, что было перечислено выше. Это совершенно нормальная ситуация, которая часто встречается в практике. С чего же начать?

Попытайтесь понять в каком формате Вы бы хотели развивать свой проект. Тут есть два кардинально различающихся варианта:
1. Развитие сайта с помощью сторонних специалистов. Такой вариант, по сути, похож на подход больших проектов, только специалисты привлекаются в случае необходимости, они работают исключительно удаленно и оплачиваются сдельно. Нужно понимать, что такой вариант можно рассматривать, если на стороне разработчика сайта Вам готовы оказывать такие услуги, или уже на этапе разработки есть сторонний специалист, готовый выполнять разовые работы по конкретному проекту (на Вашей CMS c оговоренным функционалом). Недостатками такого подхода будет высокая стоимость разовых работ, проблемы со сроками выполнения (это банальное “я занят, перезвоните через неделю"), риск “исчезновения” специалиста или его отказ от сотрудничества в самый неподходящий момент. В принципе, все это, так или иначе, свойственно для любых сдельных работ и не должно быть сюрпризом.

2. Развитие проекта своими силами. В этом случае следует задуматься о той самой концепции управляемого сайта. Начать следует с трезвой оценки своих навыков владения ПК. Уж простите за прямоту, но, если Вы набираете текст одним пальцем и при этом долго ищите нужную кнопку, неуверенно позиционируете курсор мыши, то это проблема. Как бы не казалось легко, но на освоение банальных вещей могут уйти месяцы… Если все не так плохо, давайте попробуем определить, чем и в каком объеме Вы сможете управлять. В этом случае следует общаться с разработчиками, смотреть на их продукты и пробовать работать с предложенными интерфейсами в демонстрационном режиме. Если подойдет решение “из коробки” – отлично, это Ваш вариант! В ином случае можно разговаривать об адаптации интерфейса. И тут мы начинаем решать самое сложное уравнение. Для начала следует понимать, что сложность инструментов управления на прямую связана с функциональностью сайта. Чем проще проект – тем проще управлять. Далее собственно адаптация интерфейса - управление даже очень сложным функционалом можно упростить или приспособить по Вашему желанию. Естественно, последнее значительно увеличивает стоимость работы и время ее выполнения, зависит от движка сайта и уровня разработчика. В результате мы приходим к концепции управляемости сайта в виде соотношения: функциональность – управляемость – стоимость.

По опыту могу сказать, что для небольших проектов достижение комфортного уровня управляемости при ограниченном бюджете, как правило, сводится к снижению функциональности. И часто речь будет идти даже не о конкретных опциях, а о упрощении структуры или макета дизайна. Предположим, что Вы продаете 20-30 товаров. В этом случае можно обойтись без выпадающего меню в 3 уровня, 2х-3х колонного макета, а вот модуль каталога товаров, позволяющий автоматически создавать раскладку, будет весьма кстати.

Так же хочу отметить, что концепция управляемости изначально закладывается разработчиком сайта. К примеру, в моей практике доля небольших проектов очень велика, что со временем привело к созданию максимально простых интерфейсов для управления сайтом, было “выкинуто” лишнее, проработаны типовые решения и т.д. Безусловно, если Ваш разработчик в основном работает с большими проектами, ориентированными на профессиональное администрирование, все может быть немного сложнее.

Не последнюю роль в концепции управляемости играет поддержка разработчика. Сюда входит и обязательная, по-моему, презентация-тренинг при сдаче проекта, телефонные консультации, обучение персонала, оперативное решение проблем и т.д. При этом крайне желательна возможность личной встречи с разработчиком сайта или его представителем. По своей практике скажу, что такой подход в разы упрощает жизнь заказчику как на этапе создания сайта, так и при последующей работе с ним. Заказывая проект удаленно, Вы лишаетесь этой возможности и будете ограничены возможностями телефонной связи и online-конференции.

В любом случае следует разрабатывать только тот сайт, которым Вы сможете управлять! Каким бы красивым и сложным не был создаваемый сайт, без регулярного добавления текстового контента, актуализации информации, цен и других данных, его эффективность будет стремительно падать, не говоря уже о позициях в выдаче поисковых систем, но это уже совсем другая тема. Сайт должен жить, и Вам так или иначе придется жить вместе с ним! Надеюсь, данный материал поможет принять взвешенное решение.
(095)389-72-75 (097)034-85-13