К вопросу о социальных сетях

Долгое время социальные сети являются не только неотъемлемым средством коммуникации, но и инструментом повышения продаж и привлечения клиентов. Каждая профессиональная SEO-студия имеет в своем арсенале соответствующие услуги, а, значит, этот механизм давно отработан и действует. В каком-то смысле социальные сети являются конкурентами для разработчиков сайтов, поэтому я постараюсь быть объективным и предоставлю лишь факты и некоторые суждения по этому вопросу.

Безусловно, завести аккаунт или создать группу в социальной сети - самый простой способ начать рекламировать что-либо в сети. В отличие от создания сайта - это просто и абсолютно бесплатно. Также к плюсам можно отнести относительно доступный интерфейс и наличие "многолетнего опыта работы с ним" у огромного количества пользователей. Архитектура отображения информации будет типовой для всех страниц в рамках одной сети. Также в комплекте Вы абсолютно бесплатно получаете мощнейший инструмент продвижения подобный “вирусному маркетингу” и чем-то напоминающий “сарафанное радио”. На самом деле - это основное конкурентное преимущество социальных сетей относительно других рекламных инструментов. Механизм репоcтов, подписок и лайков - гениальное изобретение позволяющее разгонять потоки информации до невиданных скоростей. А главное - это совершенно доступно каждому, ибо построено на естественной потребности человека в общении. Безусловно, этот механизм имеет ряд нюансов и ограничений, которые обязательно следует учитывать.

1. Вы не являетесь полноправным хозяином и не можете получить url-адрес в собственность. Осуществляя регистрацию, необходимо принять условия соглашения, в которых будет прописано, что аккаунт может быть заблокирован при определенных обстоятельствах. Это является возможностью для недобросовестной конкурентной борьбы. Известно немало случаев блокировок в некоторых социальных сетях по причине жалоб, подстроенных конкурентами и недоброжелателями. Также существует тенденция создания ложных страниц и групп, которые могут дублировать предложения, выдавая себя за Вас тем самым уводя часть клиентов. По этим причинам нельзя рассматривать свою социальную сеть как полноценный актив (даже если в ее раскрутку были вложены большие средства). Часто доказать что-либо правообладателю не представляется возможным, и годы работы могут уйти впустую. Это касается и распространенных online-платформ для создания сайтов. Тут Вы тоже не являетесь собственником сайта, не можете перенести его куда-либо, а главное ограничены в продвижении (как правило, это можно сделать только средствами платформы по установленным ею ценам).

2. Как показала отечественная практика, социальные сети подвержены форс-мажорным факторам. В связи с запретом ряда ресурсов в нашей стране многие компании, предпочитавшие раскрутку исключительно через социальные сети, потеряли трафик, клиентов и заказы. Не исключено, что ситуация может иметь развитие…

3. Продвижение в социальных сетях требует навыков и опыта. Не смотря на интуитивное понимание механизма раскрутки, его практическая реализация требует усилий и времени. Соответственно, скорость раскрутки страницы в социальной сети - один из важнейших факторов профессионализма исполнителя. Эти услуги дешевле продвижения в основной выдаче поисковых систем и контекстной рекламы для обычного сайта (не беря во внимание стоимость его разработки), но сама жизнь социальной сети требует постоянного участия владельца. В идеале у каждой группы или страницы должен быть администратор, постоянно отслеживающий ход и характер общения на странице. Это в какой-то степени исключит происки конкурентов и позволит избавить ресурс от информационного шума и проявления неадекватности некоторых пользователей. Также в обязанности администратора должно входить создание интересного контента и ивентов направленных на продвижение, своевременное обновление информации по товарам и услугам, ответы на вопросы пользователей и т.д. Это работа, требующая немалого времени и отдачи. В противном случае Вы получите “мертвую точку контакта”, где не будут работать социальные механизмы, или хаотическую непредсказуемую субстанцию, которая скорее навредит имиджу и продажам компании. Очень часто такие страницы создаются только для того, чтобы поставить иконку популярной сети на разработанном сайте по принципу “пусть будет как у всех”.

4. Функционал не рассчитан для работы с каталогами товаров. Социальные сети в первую очередь задумывались как механизм неформального общения. Со временем люди стали массово использовать их в коммерческих целях по понятным причинам. Но при этом разработчики социальных сетей не спешат внедрять полноценный функционал для каталогизации товаров и автоматизации заказа (даже на платной основе). Если это произойдет, то социальные сети превратятся в “магазин всего на свете” и утратят свою основную коммуникационную функцию. Ожидать такого от социальных сетей я бы не стал. В этом смысле более гибким и функциональным подходом остается разработка собственного сайта.

5. Не каждый товар - не для каждого клиента. Вы можете ознакомиться с маркетинговыми исследованиями по наиболее популярным товарам, которые продаются через социальные сети. Там будут портреты основных потребителей по разным группам товаров. Далее все очень индивидуально и требует предметного изучения в каждом конкретном случае. Но есть и несколько тенденций. Безусловно, страничка в социальной сети может быть у кафе за углом и у элитного ресторана. Вопрос в том, что последний не будет выкладывать в социальную сеть все свое меню и предложения… На его страничке будет общая информация о заведении, несколько профессиональных фотографий и отзывы благодарных посетителей в формате общения. Иными словами, социальные сети (особенно русскоязычные) пока не в полной мере подходят для рекламы товаров и услуг в высоких ценовых сегментах и всего того, что можно считать элитным. В какой-то степени это связано с отсутствием функциональных возможностей, ведь дорогой продукт требует соответствующей подачи. Также есть мнение, что осторожный выход элитного сегмента в социальные сети связан с разгулом нецензурщины, характерным для русскоязычного сообщества. Ну, и в конечном итоге, если основной трафик создают молодые люди в возрасте 17-25 лет с невысокой покупательской способностью, то нет смысла предлагать им внедорожники и недвижимость… А более платежеспособные сегменты, потенциально относятся к социальным сетям как к “игрушке своих детей” и также не будут серьезно рассматривать эти предложения в таком формате. Данная тенденция постепенно нивелируется, но все еще имеет место.

Итак, мы коротко рассмотрели основные плюсы и минусы социальных сетей в качестве инструмента продвижения товаров и услуг. В итоге, я бы не рекомендовал выбирать его в качестве основного и уж тем более исключающего другие точки контакта с потенциальным клиентом. Социальные сети при всех своих преимуществах и кажущейся простоте и дешевизне в раскрутке полны подводных камней и ограничений, способных мгновенно перечеркнуть годы работы и умножить на ноль вложенные средства, что уже не раз происходило на практике. В этом плане создание собственного сайта более надежный и основательный подход, хоть и более трудоемкий и затратный. В идеале, все это должно работать вместе по определенной логике. Социальная сеть, будучи ограниченной в функциональных возможностях по размещению каталога товаров и механизму заказа, остается идеальным способом привлечения трафика (перехода посетителей) на Ваш сайт. Для этого подойдут различные ивенты, акции и все то, что придумает опытный администратор. На сайте же посетитель увидит удобный и подробный каталог с возможностью заказа. Подобный перевод трафика будет положительно оценен поисковыми системами и пойдет в зачет. При этом функцию обсуждения и общения можно оставить в социальной сети, не нагружая сайт дополнительными модулями. Таким образом, обе точки контакта дополняют друг друга сильными сторонами и работают на общий результат. Надеюсь, данный материал даст повод к размышлению и поможет достигнуть наилучшего результата для Вашего проекта.
(095)389-72-75 (097)034-85-13